Экскурсии
Хо Па Кео
Будучи когда-то королевским храмом, построенным специально для знаменитого Изумрудного Будды, Хо Па Кео сегодня является Национальным музеем религиозного искусства. Он находится примерно в 100 м к юго-востоку от Ват Сисакета.
Согласно лаосским хроникам, этот храм первоначально был построен в 1565 г. по приказу короля Сеттхатхирата, который наследуя трон Лансанга, перенес столицу из Луангпрабанга во Вьентьян и привез с собой, так называемого Изумрудного Будду («Па Кео» по-лаосски означает «Драгоценный образ Будды» - статуя действительно сделана из цельного камня жадеита). Ват Па Кео также служил личным местом молитв Сеттхатхирата. После столкновений с лаосцами в 1779 г. сиамцы украли Изумрудного Будду и поместили его в Ват Пракео в Бангкоке. Позднее, во время сиамо-лаосской войны 1828 года вьентьянский Ват Па Кео был разрушен.
Храм был заново восстановлен с помощью французов в 1936-1942 годах и, как считают, точно соответствует первоначальному плану. Однако "оригинальный" план XVI века не имеет ничего общего со своим современником, имеющим ужасное сходство с симом XIX века в бангкокском стиле. Пол и главная деревянная дверь южного придела с ангелами, вырезанными горельефом и напоминающими ангкорских апсар, являются единственно уцелевшими от первоначального здания.
Кроме этого, сегодняшний Хо Па Кео впечатляет главным образом своим размером. Орнамент рококо вверху и внизу каждой двери, окнах и у основания выглядит незаконченным. Наряду с десятком известных скульптур здесь хранятся и несколько самых лучших образцов буддийской скульптуры, найденных в Лаосе, которые выставлены на внешней террасе. Они включают каменного Будду в стиле дваравати, датируемого VI-IX веками; несколько стоящих и сидящих бронзовых Будд в лаосском стиле, включая Будд в позах «Призывающего дождь» (стоящий с руками по бокам), «Предлагающего защиту» (ладони, вытянутые вперед) и «Созерцающего Древо просветления» (руки скрещены на запястьях спереди); и коллекцию стел с надписями на лаосском и монском языках. У большинства лаосской бронзы отсутствует ушниша (на санскрите дословно — тюрбан, повязка). В буддизме - это выпуклость на макушке головы, являющаяся символом достигнутого просветления. В тайском и лаосском буддизме она изображается в виде языка пламени.
Внутри сима находится еще больше буддистских скульптур (включая деревянную копию Пхабанга), несколько кхмерских стел, различная деревянная резьба, манускрипты на пальмовых листьях и бронзовый барабан-лягушка. Бронзовый Будда «Призывающий дождь» XVII века - высокий и изящный, особенно красив. Также уникальной является статуя Будды вьентьянского стиля XVII в. в «европейской позе» - с ногами, свешенными вниз, как если бы он сидит на стуле. Служители укажут вам на самые интересные экспонаты. Сим окружен живописным садом, где находится один каменный кувшин из Долины Кувшинов.