Экскурсии
Ярославль — город храмов!
Современный Ярославль — чистый и ухоженный город, в котором многое сделано для туризма. Например, множество информационных указателей на улицах.
Экскурсию по Ярославлю лучше всего начинать с посещения Спасо-Преображенского монастыря. История этой обители начинается еще в
В стенах Спасо-Преображенского монастыря расположился Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
За пределами монастыря, на Богоявленской площади стоит церковь с аналогичным названием. Высокое здание, построенное в
На восточной стороне Богоявленской площади находится Знаменская, или Васильевская башня, построенная в 1658 году после сильнейшего пожара, охватившего город. В то время пламя уничтожило почти все старинные деревянные постройки: 29 церквей, три монастыря, около полутора тысяч жилых домов и ремесленных мастерских, торговые ряды, мосты. Возведение каменных строений началось спустя десятилетие. Тем не менее, из всех построенных сооружений уцелели лишь два. Это как раз Знаменская башня и Волжская.
По улице Советская расположился другой памятник архитектуры — церковь Ильи Пророка. Она была построена в середине
Храм Ильи пророка состоит из самой церкви, Ризположенского придела, колокольни и галереи. Внутреннее убранство здания представляет настоящую сокровищницу художественного мастерства. Заказчицей многочисленных настенных росписей стала вдова Нифантея Скрипина Улита Макарова. А выполнила их артель, состоящая из 15 человек, во главе с Гурием Никитиным и Силой Савиным. В отличие от других храмов, эти стенописи ни разу не переписывались, а лишь промывались от грязи. В основном, росписи стен посвящены житию Ильи Пророка и его ученика Елисея. Интересно то, что художники использовали в иллюстрациях только бытовые сцены, по которым теперь можно определить условия жизни на Руси в
Церковь Николы Надеина — первый каменный посадский храм в Ярославле, построенный в 1622 году. Он стоит на углу Народного и Волкова переулков. Название этой церкви появилось от двух имен: первая часть наименования происходит от Николы Чудотворца, а вторая — от заказчика храма Епифания Свешникова по прозвищу Надей, государева гостя (считается, что этот титул носили самые привилегированные купцы). Храм стал своеобразной домовой церковью для Епифания: здесь проводились богослужения для его семьи и приближенных. В то же время церковь стала усыпальницей для богатого купца, тело которого покоится в подклете здания, здесь же находятся и останки членов его семьи. Собственный подклет Свешникова интересен своими антимонастырскими росписями, появившимися в результате борьбы купца со Спасским монастырем, который хотел завладеть всеми землями города. Первый сюжет, состоящий из 15 иллюстраций, рассказывает о том, как юноша нашел злато. В историю включен эпизод, когда монахи убивают ни в чем не повинного юношу после того, как тот показывает им, где зарыт клад. Другой сюжет называется «Видения Иоанна Лествичника». Здесь художники изобразили лестницу, по которой вверх карабкаются монахи, а черти тянут их в ад. Рядом с этой церковью расположилась другая, освященная в честь Рождества Христова. Она была также построена на средства богатых купцов, братьев Акиндина и Гурия Назарьевых. Причем, место для храма нашли рядом с усадьбой меценатов. Строительство церкви затянулось из-за недостаточного финансирования проекта. И лишь спустя десятилетие благодаря сыновьям Гурия, которые владели богатейшими рыбными ловлями в России и поставляли в столицу красную рыбу, зернистую и паюсную икру, она открылась. При этом существенно изменился внешний облик здания: храм расширили, появились пристрои. Интересен и тот факт, что сыновья Гурия, братья Гурьевы приказали украсить храм разноцветными изразцами, подражая Востоку, куда они часто ездили. В итоге при отделке церкви впервые были применены муравленые изразцы, ставшие впоследствии своеобразным отличительным знаком Ярославля. Уникален и изразцовый фриз, на котором помещены имена меценатов, вложивших собственные средства в храм. Стоит отметить, что в то время светская запись еще не получила такого широкого распространения, как в последующие столетия.
Еще одну уникальную церковь, которую стоит посетить, освятили в честь Иоанна Предтечи. Она находится чуть выше по течению реки Которосли. Ее главная индивидуальность — главный купол, напоминающей внешне вогнутую чашу. Это сооружение, построенное в
Если плыть вдоль берега реки Которосли или ехать в сторону Углича, можно увидеть и другие храмы. Среди них — церкви Никиты-мученика, Дмитрия Солунского, Петра Митрополита, Николы Мокрого, Тихвинской иконы Богоматери, иконы Владимирской Богоматери и другие. Кстати, сохранился в этой местности и один монастырь, названный Толгским. Он находится в 6 км от центра города. Церковная легенда рассказывает, что он был основан епископом Трифоном на месте явления ему Толгской иконы Богоматери. Сейчас эта икона хранится в Ярославском художественном музее, и каждый раз, когда наступает 21 августа, ее привозят в родную обитель. Монастырь дошел до нас перестроенным, что связано с пожаром, полностью уничтожившим первые постройки. Восстанавливали его на средства Ивана Грозного, который якобы исцелился в его стенах от болезни ног. В 1625 году здесь появилось самое древнее сооружение — Крестовоздвиженский собор, позже — собор во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, в котором поныне покоятся мощи святителя Игнатия Брянчанинова.
Любители изобразительного искусства и музыки могут посетить частный музей Джона Мостославского — «Музыка и время», который расположился по улице Волжская набережная, 33а. Здесь туристы могут ознакомиться с коллекцией колоколов и колокольчиков: поддужных, настольных, дверных, рыбацких, церковных и других. Здесь же находятся старинные часы, музыкальные инструменты, стулья, кресла, зеркала, патефоны и граммофоны.