19 лет
мы работаем для Вас!

Офис в Хабаровске - ул. Калинина 98

Номер телефона (4212) 46-10-00, 46-11-00

Офис в Казани - ул. Декабристов, зд. 85 Б, оф. 613

Номер телефона (8435) 11-77-77
РТА 0002381

Номер в реестре турагентств
koleso_travel.ru

Мы в Instagram

Хотите что-то
спросить?
Задать вопрос
8-800-100-08-58
звонок бесплатный по РФ
Заказать обратный звонок

Экскурсии

Суздаль — древний город!

Суздаль — районный центр Владимирской области, стоящий в 37 км к северу от Владимира на реке Каменке. Некогда — столица Ростово-Суздальского княжества. В сегодняшнем городе свыше 200 памятников архитектуры, жизнь города во многом ориентирована на прием и обслуживание туристов. Население 12.1 тыс. человек.

Среди бескрайних полей на берегу обмелевшей реки Каменки стоит древний город Суздаль. Река здесь сильно петляет и образует несколько полуостровов, далеко вдающихся друг в друга. Видимо, это обстоятельство и предопределило строительство города именно на этом месте. Река могла использоваться в качестве дополнительной преграды на пути врагов. Поэтому неудивительно, что один такой полуостров занят кремлем.

Каменка не утратила своего стратегического значения и в наши дни. Так, на другом полуострове воздвигнут туристический комплекс.

Основные городские постройки сосредоточены на левом берегу Каменки, и рассекаются двумя магистралями. Одна идет с севера, из Иваново, на юг, во Владимир. Вторая идет перпендикулярно первой и в месте пересечения с нею образует центральную площадь. Если ехать по этой дороге на восток, то примерно через пять километров можно попасть в село Кидекша. Если же ехать на запад, то в конце концов можно оказаться в другом старинном городе — Юрьеве-Польском.

По окраинам город переходит в деревню с типичными деревянными домами и приусадебными участками. Берега Каменки в некоторых местах высоко поднимаются над водой, создавая естественный пьедестал для крупномасштабных городских построек. Особенно красивы виды от Покровского монастыря на Спасо-Евфимьев (последний как раз стоит на высоком берегу) и наоборот. Древние градостроители умело использовали особенности рельефа для придания своим постройкам большей монументальности.

На такой незначительный по размерам город, как Суздаль, приходится пять монастырей и один кремль. Когда идешь по городу, то постоянно виден, по крайней мере, один из них, да еще несколько отдельно стоящих церквей. Так что выражение «город-музей» более чем соответствует действительности.

Как и положено всякому уважающему себя музею, большинство «экспонатов» Суздаля находится в приличном состоянии, а не в руинах, как во многих местах, не входящих в «Золотое Кольцо».

Есть, правда, и оборотная сторона. По всей видимости, отцы города полагают, что «приличное состояние» подразумевает яркую и броскую раскраску. Церкви цвета черничного или клубничного йогурта вызывают легкое недоумение. Впрочем, как показывает опыт наблюдения за куполами Богородицко-Рождественского собора кремля, есть надежда, что через несколько лет природа возьмет свое.

Еще один интересный факт. На схемах города выпущенных в 1990 году, через реку Каменку указано значительно больше мостов, чем построено на самом деле. Стоит также иметь в виду, что большая часть мостов — легкие пешеходные (по-местному «лавы») — строятся каждый год после половодья заново. То есть ранней весной количество переправ через речку резко сокращается.

Автовокзал, куда приходят междугородние автобусы, находится довольно далеко от центра в сторону Кидекши. В городе есть автобусные маршруты, но ходят они редко, да и пересечь весь город пешком не составляет труда.

Кремль.

Когда один из авторов настоящей статьи увидел впервые Богородице-Рождественский собор (в то время он как раз был только что отреставрирован), то ему показалось, что он смог бы весь день, не отрываясь, смотреть на его синие купола. (Прошло менее 10 лет и их цвет изменился до неузнаваемости.) Собор, стоящий посреди кремля, был построен в 12-ом веке. Однако уже к началу 13-го века собор стал разрушаться, поэтому по распоряжению князя Георгия Всеволодовича в 1222-1225 годах он был разобран до основания и отстроен полностью заново. Но и этот вариант собора до нас целиком не дошел. В 1445 году у него обрушился верх и более 80 лет собор стоял в развалинах. Наконец, в 1528 году начались восстановительные работы, включившие в себя частичную разборку стен, и к 1530 году собор был отстроен вновь, получив на этот раз обычное для того времени пятиглавое завершение. Работы производились по приказу Московского царя Василия III и были приурочены к окончанию набега казанского хана. Большая часть последующих переделок собора была ликвидирована уже в наше время при реставрации 1964 года.

Собор также известен своими «Златыми вратами», датируемыми 1230-1233 годами. Створки ворот разделены на квадраты, в каждом из которых представлена своя сюжетная картинка. Все изображения выполнены в своеобразной и эффектной технике золотого письма по черненой меди. Врата установлены в западном и южном порталах собора.

С внешней стороны стены собора украшены декоративными колоннами и резьбой по камню. Со стороны внутренней — фресками самого разнообразного времени: от начала 13-го века, до конца века 19-го.

Чтобы подойти к собору, надо зайти внутрь пояса стен кремля, которые кажутся очень невысокими, недостаточными для защиты города. Другое дело мощные укрепления Спасо-Евфимьева монастыря! Вокруг кремля кое-где сохранились остатки древних земляных валов, мало подверженных разрушительному воздействию времени.

Сегодня на территории кремля располагается музей, который занимает несколько помещений, в том числе Архиерейские палаты — резиденцию духовного руководства. Палаты представляют из себя сложный конгломерат, создававшийся на протяжении 15-18 веков. Судя по размаху сооружения, местные архиереи распоряжались большими деньгами.

В 1635 году на территории кремля появляется шатровая колокольня — очень массивное и тяжеловесное сооружение. Интересно, что нижний ярус колокольни вмещает в себя маленькую домовую митрополичью церковь. Церковка соединяется с архиерейскими покоями галереей, так что высшее духовенство могло добираться к месту работы, не выходя на улицу.

Напротив кремля, на другом берегу Каменки, располагается музей деревянного зодчества, довольно любопытный. Большинство его экспонатов интересны, но их взаимное расположение оставляет желать лучшего.

Спасо-Евфимьевский монастырь.

В 1352 году к северу от центра города, на высоком левом берегу Каменки, по приказу Суздальско-Нижегородского князя Константина был основан мужской Спасо-Евфимьев монастырь. Монастырь задумывался как крепость и был первоначально обнесен деревянной оградой (разрушена поляками). Справедливости ради, необходимо признать, что расквартировав в монастыре свои войска, поляки ограду восстановили заново. Сегодняшние же красноватые кирпичные стены были возведены к 1664 году. Мощные укрепления имеют 12 башен построенных с учетом возможностей появившейся в то время артиллерии. Надо сказать, что новой могучей крепости так и не довелось сыграть боевой роли. Внешний враг уже не грозил глубинам России. Другое дело враг внутренний. И вот, в 1767 году, чтобы добро не пропадало, ему нашли новое применение. Монастырь стал центральной тюрьмой для инакомыслящих. К арестантам здесь применялись самые бесчеловечные наказания, и место это стало пользоваться дурной славой. Тюрьма была упразднена лишь в 1905 году.

Весь комплекс сооружений монастыря находится в отличном состоянии. За стенами прячутся Спасо-Преображенский собор (1564), шатровая Успенская церковь (1525), монастырские хозяйственные и жилые постройки, звонница (16-17 вв). В наше время звонница полностью восстановлена, и на ней опять висят колокола. Если повезет, то можно попасть на концерт (обычно около 3 часов дня).

У стен монастыря похоронен князь Пожарский. Похороны его состоялись в 1642 году, а надгробие установленное на могиле, было сооружено аж в 1974.

Покровский монастырь.

На другом берегу Каменки, напротив мужского Спасо-Евфимьева монастыря, в 1364 году был основан женский Покровский монастырь. Монастырь использовался как место ссылки для женщин знатных фамилий и даже жен великих князей. История его расцвета на редкость трагична и достойна подробного описания .

Ансамбль монастыря складывается из белокаменной ограды с 9 башнями, в том числе двумя башнями с каменными шатрами, уникальной Благовещенской надвратной церкви (1518) , Покровского собора (1510-1514) с пристроенной колокольней, Зачатьевской трапезной церкви (1551), нескольких монастырских зданий. Сегодня в монастыре опять можно увидеть монашек, хотя основное нынешнее назначение монастыря — ресторанное и гостиничное. Если вы никогда не жили в «русской избе» или в номере за 100 долларов, то здесь вы сможете с успехом совместить оба эти приключения.

К югу от Спасо-Евфимьева монастыря расположен монастырь Александровский, основанный, по некоторым данным, в 1240 году самим Александром Невским. Однако, единственный дошедший до наших дней храм этого монастыря (Вознесенский) датируется 1695 годом. Отсюда открывается приятный вид на Покровский монастырь. Как и в последнем, на территории Александровского монастыря также зародилась очередная гостиница, пониже уровнем. В целом прослеживается занятная тенденция.

Далее к югу расположен четвертый монастырь — Ризположенский. Он был основан аж в 1207 году Суздальским епископом Иоанном и предназначался для женщин. Впрочем, сегодняшний свой вид он начал принимать значительно позже — в веке 16-ом, когда началась замена деревянных сооружений на каменные. Главная достопримечательность этого монастыря — «Святые врата» (1688) в южной, обращенной к городу, стене. На территорию лучше не заходить — реставрация не закончена, и памятники старины огорчают своим состоянием. Монастырь украшен контрастирующей со всей архитектурой древнего города колокольней (1813-1819) высотой в 72 метра. На наш взгляд, сооружение это совершенно неуместно и не обладает выдающимися архитектурными достоинствами. Скорее всего, строя ее, отцы города хотели показать, что Суздаль ничуть не хуже, чем столичный Петербург. В результате, город приобрел чуждое ему по стилю сооружение.

Фотографии

Заказ обратного звонка
: