19 лет
мы работаем для Вас!

Офис в Хабаровске - ул. Калинина 98

Номер телефона (4212) 46-10-00, 46-11-00

Офис в Казани - ул. Декабристов, зд. 85 Б, оф. 613

Номер телефона (8435) 11-77-77
РТА 0002381

Номер в реестре турагентств
koleso_travel.ru

Мы в Instagram

Хотите что-то
спросить?
Задать вопрос
8-800-100-08-58
звонок бесплатный по РФ
Заказать обратный звонок

Экскурсии

Ростов Великий — древнейший город России!

Ростов Великий — один из древнейших городов нашей страны. Драгоценной жемчужиной остается он в памяти каждого путешественника, надолго сохраняя воспоминания о просторной глади озера Неро, о радостной полифонии куполов и башен Ростовского кремля, о знаменитых Ростовских звонах. Немногим древним городам удалось сохранить первоначальную целостность архитектуры и природы. Но именно это мы видим в Ростове.

В период становления древнерусского государства Ростов являлся столицей обширного княжества, крупным политическим, экономическим и культурным центром Северо-Восточной Руси. В 1152 году летопись впервые называет Ростов Великим. Не многим городам древней Руси выпала честь носить этот титул. В то время город переживал небывалый экономический и культурный подъем. Ростов являлся одним из самых больших городов на северо-востоке Руси. В XIII веке развитие Ростова было прервано татаро-монгольским нашествием, город был захвачен и разорен. Из Ростова не раз начинались выступления против татар. Одно из крупнейших восстаний было в 1262 году. Ростовская дружина участвовала в битве на Куликовом поле.

На протяжении многих столетий Ростов сохранял за собой значение религиозного центра. Ростовская митрополия была одной из богатейших в России. За короткий срок — около 20 лет — в центре города был возведен величественный ансамбль митрополичьего двора, состоящий из культовых, жилых и хозяйственных построек, окруженных крепостными стенами с 11 башнями. Главный собор Ростова — Успенский. Он композиционно связан со стенами и башнями Ростовского кремля. Вместе с торговыми рядами и церковью Спаса на Торгу Успенский собор составляет единый городской ансамбль. Среди множества построек кремля особое место занимает подлинная жемчужина комплекса — церковь Спаса на Сенях (1672–1680). Интерьер этого храма не имеет подобных в русском зодчестве.

Наибольший интерес у путешественников вызывают знаменитые Ростовские звоны. Могучая четырехарочная звонница сооружена в 1682—1687 годах. Пятнадцать колоколов расположены в ряд. Самый большой — Сысой весит более 2000 пудов (~ 32 тонны)! Недалеко от кремля находится церковь Исидора Блаженного (на Валах) 1566 года.

В полутора километрах от Ростова в селе Богослов на реке Ишне находится деревянная церковь Иоанна Богослова XVII века. Подобно кораблю вырастает она на живописном берегу Ишни. На таком же расстоянии от центра города находится Варницкий монастырь — место рождения Сергия Радонежского, «великого печальника земли русской».

В 1787 году центр Ростово-Ярославской епархии был перемещен из Ростова в Ярославль. По губернской реформе 1772 года Ростов стал уездным городом. В это время развивается финифтяный промысел. Ростов становится одним из его центров. И сегодня на фабрике «Ростовская финифть» мастера изготавливают ювелирные украшения, известные по всей России.

В 1883 году в кремле открыт музей — один из старейших в стране. В нем можно увидеть собрание древних икон, медного литья, образцы лицевого шитья, коллекцию монет, живописные полотна известных русских художников и знаменитую ростовскую финифть.

Ростовский кремль.

Ансамбль Ростовского кремля по своему первоначальному назначению представлял собой резиденцию архиереев Ростово-Ярославской епархии. Поэтому в древности его называли архиерейским или митрополичьим двором. В настоящее время ансамбль делится на три относительно самостоятельные функциональные зоны: собственно архиерейский двор, примыкающую к нему с севера соборную площадь и с юга — Митрополичий сад.

Главной доминантой ансамбля является Успенский собор — старейшее здание города. Фундаменты этого храма, глубиной 5 метров, опираются на самые незапамятные слои ростовской земли. Крест кафедрального собора возносится на высоту 60 метров, освящая собой весь Ростов Великий. Храм построен на месте своих белокаменных предшественников ХII-ХIII вв. в 1508-1512 гг. Величественный объем собора, крытый по килевидным закомарам, венчает мощное пятиглавие. Внутреннюю шестистолпную конструкцию здания на фасадах выявляют пилястры довольно большого выноса. Многочисленные декоративные элементы: аркатурно-колончатые пояса, горизонтальные тяги филенки и т.п. придают облику храма особую пластическую выразительность. Считаем нужным отметить, что собор и соборная площадь не имеют отношения к музею, хотя соседствуют являются частями кремля. Так, если на территории музея, для фото- или видео-съемки Вы должны заплатить (от 20 до 100 рублей), то на территории соборной площади можно снимать абсолютно бесплатно. Единственно придется заплатить, если Вы решите посетить звонницу. Но эта экскурсия стоит тех небольших денег, которые к тому же пойдут на восстановление Успенского собора.

Ростовский кафедральный собор — это еще и огромный каменный ларец, в котором хранятся святые мощи угодников Божиих, просиявших в Ростове в течение многих веков. Это и гробница апостола Ростовской земли — святителя Леонтия, основавшего здесь христианство, и мощи святителя Исайи, преемника святителя Леонтия, и святые мощи святителя Игнатия чудотворца. Под сводами собора похоронен князь-герой мученик Василько, в час испытаний не предавший своей веры и своих принципов. Здесь покоятся мощи воспитанника преподобного Сергия, его племянника, архиепископа Феодора.

Большая часть дошедших до нас зданий кремля была построена много позже собора, в основном, в период правления митрополита Ионы (1652-1690 гг.), который оказал значительное влияние на формирование художественного облика этих сооружений. Так, по его замыслу около 1682г. к юго-востоку от собора была построена звонница. Тогда же московские мастера Филипп и Киприан Андреевы отлили для звонницы два огромных колокола: «Полиелейный» в 1000 пудов и «Лебедь» в 500 пудов. Позже, в 1688 г. мастером Флором Терентьевым был отлит большой колокол в 2000 пудов, получивший имя «Сысой»,в память об отце митрополита Ионы. Специально для этого колокола возвели дополнительный башнеобразный объем, примкнувший к северному фасаду прежней звонницы. Он несколько нарушил стройность общей композиции соборной площади, но в то же время придал ей большую живописность. Ценно, что на звоннице полностью сохранился набор из 15 колоколов.

Строительство центральной части кремлевского ансамбля началось с формирования парадного двора, который постепенно окружили в основном культовые и административные здания. Одним из первых здесь в 50-60-е гг., XVII в. строится двухэтажный корпус Судного приказа. Часть корпуса в XVII в. занимало одно из важнейших учреждений митрополичьего двора — Судный приказ, который помимо судебных функций был во многом и центром общего управления епархией.

Около 1670 г. вплотную с Судным приказом возводится надвратная церковь Воскресения с фланкирующими ее северный фасад двумя крепостными башнями. Этим комплексом был великолепно оформлен главный вход в митрополичий двор — Святые ворота. Облик церкви Воскресения поражает и контрастным сочетанием сурового, почти лишенного украшений верха храма с нижней частью, в изобилии украшенной разнообразным кирпичным узорочьем, многоцветными изразцами, а также большим живописным киотом. В завершении памятника использованы некоторые детали, заимствованные у стоящего напротив Успенского собора. Однако сделано это с исключительной сдержанностью.

По другую сторону от центрального двора возвышается большой корпус митрополичьих хором, возведенный при митрополите Ионе примерно в 50 — начале 70-х гг. XVII в. Он с самого начала предназначался для жительства митрополита, а также для хранения его богатейшей казны. Часть помещений занимал Казенный приказ, ведавший всеми финансовыми делами епархии. До конца XVII в. корпус оставался двухъэтажным. Позже надстроили третий этаж, а в конце XVIII в. здание получило новый декор в духе классицизма. Ныне лишь орнаментальный пояс, типичный для второй половины XVII в., да узкие окна первого этажа, восстановленные реставраторами 1920-х гг., напоминают о древнем облике сооружения.

В одном ряду с митрополичьими хоромами располагается комплекс Государских хором (70-80-е гг. XVII в.) или, как его еще называют, «Красная палата». Здание отличается живописной компоновкой объемов, каждый из которых завершен особой крутой кровлей. Еще большую живописность Государским хоромам придает великолепное крыльцо, увенчанное двумя шатрами. Нынешний облик Красная палата получила после капитальной реставрации, проведенной в 1960-х гг.

Около 1675 г. за митрополичьими хоромами строится комплекс церкви Спаса Нерукотворного образа (позже — Спаса на сенях). В нижнем этаже комплекса располагались хлебня и другие хозяйственные службы, а в верхней — собственно церковь Спаса, большая столовая палата, сени между ними, а также разобранные в1778 г. отдаточные палаты, примыкавшие к северному фасаду здания. Церковь Спаса являлась домашним храмом митрополита Ионы. Ее стройный объем, увенчанный золоченой главой на барабане несколько усложненной формы, господствует над окружающей застройкой. Восьмискатное покрытие, соответствующее крещатому своду храма, явно навеяно зодчеством XVI в. У ростовского Успенского собора взяты наиболее заметные детали убранства:аркатурно-колончатый пояс, фриз из пятиугольных ниш апсид. Причем все они, включая и богатые наличники, сконцентрированы в нижней части храма. Верх же его столь же строг, как и у надвратной церкви Воскресения.

Столовая или Белая палата имеет традиционную для XVI-XVII вв. одностолпную конструкцию. Интерьер хорошо освещают довольно широкие оконные проемы, украшенные так называемым «висячим каменьем». Здесь митрополит Иона устраивал торжественные трапезы.

На протяжении 70-80-х гг. XVII в. постепенно, начиная от церкви Воскресения, строятся крепостные стены и башни митрополичьей резиденции. Мастера снабдили их всеми атрибутами крепостного сооружения, в частности, бойницами подошвенного, косого и верхнего боя. Однако богатство декоративного убранства башен, которые, подобно обычным палатам, имеют широкие окна с наличниками, свидетельствуют, что крепость с самого начала не имела военного значения. Несомненно, в первую очередь она призвана была наглядно продемонстрировать величие Ростовской епархии одной из крупнейших в России.

Одновременно со стенами и башнями возводились корпуса, расположенные по периметру Г-образного в плане хозяйственного двора. В них размещались хозяйственные службы, обеспечивавшие жизнедеятельность митрополичьего дома. В корпусах между Водяной и Дровяной башнями находились сушила, пивоварня, многочисленные кладовые палаты. А по другую сторону от Дровяной башни — поварня и приспешня (пирожная), также относящаяся к 70 — 8О-м гг. XVII в, Архитектурная обработка всех этих сооружений очень, скромна. Она практически совпадает с оформлением хозяйственного корпуса, расположенного в восточной части центрального двора. Так было подчеркнуто иерархически подчиненное положение хозяйственных корпусов в общем художественном целом ансамбля.

Западный вход на территорию кремля украшает одна из последних кремлевских построек времени митрополита Ионы — надвратная церковь Иоанна Богослова (1683 г.) Пожалуй, это самое совершенное произведение ионинских мастеров. Все лучшее из опыта, накопленного за годы строительства митрополичьей резиденции, нашло блестящее воплощение в этом замечательном памятнике. Он как-бы весь устремлен вверх, что достигнуто за счет сильно вытянутых по вертикали основного объема, барабанов глав, шей крестов и мастерски скомпонованного пятиглавия. Вместе с тем церковь Иоанна Богослова выглядит более нарядной и праздничной, чем предшествовавшие ей церкви кремля. В ее облике уже отсутствует противопоставление богато оформленного низа и сурового, почти аскетического верха храма.

Совсем иную архитектурную обработку имеет церковь Григория Богослова (1680-е гг.) приписного, то есть целиком зависимого от митрополита Григорьевского монастыря. На первый взгляд, Григорьевская церковь своим многоскатным завершением и пятиглавием близка другим кремлевским церквам. Но мы не найдем у нее ни аркатурно-колончатого пояса, ни изразцового, ни богатых наличников.

Последним самостоятельным сооружением кремля стала церковь Одигитрии, начатая в 1692г. и законченная в 1693 г. Ей приданы черты стиля «московского барокко», распространенного в конце XVII — начале XVIII вв. Но в отличие от большинства сооружений этого направления церковь Одигитрии выглядит гораздо скромней. Мастера все сделали, чтобы гармонично вписать ее в уже сложившийся ансамбль. Современная пестрая раскраска не первоначальная, а относится к более позднему времени.

Итак, к концу XVII в. завершилось в общих чертах формирование архиерейского двора. Все его разнообразные сооружения были объединены в редкий по живописности, но в то же время удивительно гармоничный ансамбль. Единство и благородная сдержанность цветового решения придавали ему особую одухотворенность. Белая со слегка розоватым оттенком окраска каменных стен своеобразно сочеталась с серебристым, почти черным цветом тесовых кровель и тускловатым блеском луженого покрытия глав и крестов. Картину дополнял разбитый на центральном дворе роскошный сад с широким зеркалом пруда, уподоблявшийся райскому саду. Да и ансамбль в целом, по замыслу митрополита Ионы, должен был символизировать небесный град — горний Иерусалим.

Сегодня Ростов — районный центр Ярославской области. Город стоит на трассе Москва- Архангельск, в нем имеются ЖД и авто- вокзалы. Расстояние от Ростова до Ярославля 53 километра, до Москвы — 202. Население города около 36 тысяч человек, в округе — почти 75 тысяч. В городе работает несколько промышленных предприятий, преимущественно относящихся к легкой и пищевой промышленности. Также имеется гимназия, несколько школ, музыкально-педагогическое училище и сельскохозяйственный колледж. В юго-западном районе города расположилась Межрайонная Налоговая Инспекция #2, здание которой венчает купол с православным крестиком.

Ростов — известный центр туризма, одна из жемчужин Золотого кольца, объединяющего старейшие города России.

Фотографии

Заказ обратного звонка
: